понедельник, 26 августа 2013 г.


В поисках уходящей натуры (от Усть- Кута до Петропавловска) Юрий Петрович Лыхин.

Подымахино и Казарки 

С утра, переплыв Лену, приступаем к осмотру Подымахино – поселения, отметившего в 1999 г. 300-летний юбилей. До революции Подымахино было селом, что определялось расположением в нем построенной в 1866 г. церкви (Богородице-Казанской или просто Казанской). Ныне же все перемешалось: кто называет Подымахино селом, кто деревней. «Подымахинская сельская администрация» с 1980-х гг. располагается в находящемся рядом поселке Казарки. Там же, в Казарках, построена в 1984 г. «средняя общеобразовательная школа с. Подымахино Усть-Кутского района». А лесничество в Казарках именуется названием несуществующей уже деревни – «Борисовское лесничество». Вот так, все шиворот-навыворот!

Подымахино вытянулось по ровному прямому участку левого берега Лены. До сегодняшнего дня в селе сохранилась приречная рядовая планировка. В первом, прибрежном, ряду (ныне ул. Партизанская) дома стоят, ориентируясь своими лицевыми фасадами, чаще всего трехоконными, на реку. Перед домами, вдоль высокой ленской террасы проложена дорога, а за ней, на самой бровке, выстроилось несколько бань с низкой двухскатной крышей.

Банька.

В глубине террасы тянется другой, параллельный первому, ряд домов, окна которых также глядят на реку (ул. Школьная). Между собой улицы соединяются частыми проулками.

Особо интересных домов в Подымахино мы не находим. От былой планировки усадеб сохранилась лишь установка амбаров напротив домов. При этом лицевой фасад дома и торцевой амбара выставлены по одной линии вдоль дороги. Остальные хозяйственные постройки в усадьбах сегодня ставятся как угодно, без определенного порядка.

Палисадник.

Как вспоминают местные жители, раньше в Подымахино было много двухэтажных четырехкамерных амбаров. Теперь на все село остался лишь один такой, остальные амбары – одноэтажные двухкамерные, большей частью переделанные из двухэтажных. Сегодня новые амбары уже не строятся, их век миновал.

Амбар. 

В доме, в котором мы оставили свои вещи, прежде чем начать осмотр села, живет Клавдия Степановна Таюрская, урожденная Маркова из деревни Борисовой. Муж ее, Федор Гордеевич, «с войны раненный вернулся, пожил немного и помер». В 1967 г. Клавдия Степановна перебралась из Борисовой в Подымахино. До сих пор говорит об этом с сожалением: «Не глянется мне здесь!» Живет с сыном по прозвищу Каторга. Всего вырастила 11 детей, разлетевшихся по всей стране. Сейчас ей 87 лет, звали ее жить в Ленинградскую область, но она уезжать отсюда не хочет: «Где родилась, там и помирать буду». Ходит с палочкой, но бойка, разговорчива и страшная при этом матерщинница.

Клавдия Степановна Таюрская, урожденная Маркова

Попрощавшись с Клавдией Степановной, сели в лодку и сплавились до Казарок. 22 июля сего года, в воскресенье, поселок отмечал свое 355-летие. Он отделяется от Подымахино речкой Казарка, через которую лет 20-30 назад был построен мост. Жители поселка разделяют Старые Казарки – от них остался один ряд домов на высоком, образованном поворотом Лены мысу, и Новые Казарки – все остальное поселение, расположившееся ниже по течению реки и вглубь террасы, вплоть до склона невысокого хребта.
Паром в Казарках.
При осмотре Новых Казарок удивило, что вся прибрежная улица застроена не старыми, а относительно современными двухквартирными домами. Оказалось, что Новые Казарки, расположившиеся на более низком, чем Старые, участке ленской террасы, пострадали в 1925 г. во время большого наводнения. После него жители перенесли свои дома повыше, а в совхозное время пустующий берег был застроен вновь. Поэтому самые старые дома в Новых Казарках (начало ХХ в.) стоят по второй от Лены улице. При переносе домов трехоконные лицевые фасады часто становились дворовыми, а к дороге (к Лене) дома разворачивались длинным боковым фасадом, в которых прорубались новые окна.



На берегу Лены стоит двухэтажное каменное здание новой школы. В этом году в ней училось 111 человек. Если это число разделить на 11 классов, то получается по десять человек в классе, хотя до выпускного зачастую добирается лишь два-три ученика. 

В школьной ограде расположен памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. По списку на нем можно судить, какие фамилии были преобладающими в окрестных поселениях. В Подымахино: Антипины – 11 человек, Таюрские – 6, Подымахины – 5, Наумов – 1. В Казарках: Антипины – 20 человек, Наумов – 1. В Борисовой: Антипины – 12 человек, Аксеновы – 9, Марков – 1. В Кокуе: Антипины – 13 человек. В Таюре: Таюрские – 22 человека, Наумовы – 4, Нечаевы – 4. В Новоселовой: Назаровы – 4 человека, Пшенниковы – 2, Антипин – 1. Всего из Подымахинского сельского совета ушло на фронт более 250 человек, 122 из них не вернулись в родные дома.

Встретившаяся нам по дороге бабушка рассказала о налогах, которыми облагали здешних жителей после войны: «старыми деньгами» – 1 000 рублей, картошки – 5 кулей (3 центнера), мяса – 50 кг, яиц – 30 штук, с коровы – 3 кг мяса и шкуру, со свиньи – 50 кг мяса и шкуру (взамен шкур давали выделанную кожу – на ичиги), с овцы – 200 г брынзы. После перечисления этих налогов бабушка перешла на жизнь сегодняшнюю: «Всю жизнь проработала, 40 лет стажа, а пенсии никакой!» Получает она 2 800 рублей. Машина дров стоит 2 500 рублей. «А машины-то на зиму не хватит, надо две-три».

До 1950-х гг. Подымахино и деревня Перевес (на противоположном берегу Лены) входили в колхоз «Колос». В Казарках был свой колхоз. После взятого партией курса на укрупнение хозяйств был организован единый колхоз имени Жданова, в который входили также деревни Глубокая и Борисова. В 1974 г. колхоз преобразовался в совхоз «Подымахинский». Директором его стал Тарас Боходаевич Алексеев, его имя до сих пор вспоминают с добром. Те годы совпали со строительством БАМа. В Казарках расположилось СМП-266. Были построены двухэтажные общежития для строителей, контора и другие здания. Бывшая деревня превратилась в рабочий поселок. С Казарками ныне слился и поселок Глубокий, в котором при геологоразведочном бурении в 1964 г., через два года после Марково, была открыта ленская нефть. Теперь здесь находится леспромхоз.

Некоторые из жителей Подымахино и Казарок сегодня работают «на трубе» – на строительстве нефтяного трубопровода, прокладываемого километрах в 50 от русла Лены. Работа на трубопроводе ведется вахтовым способом, трубу кладут в траншею и сразу закапывают. Местных жителей используют, в основном, на рубке просеки. Заработки «на трубе» хорошие, 15-18 тысяч там получает дворник, сварщик – 35-40 тысяч. Провинившихся (в первую очередь выпивающих) сразу же увольняют.

В настоящее время в поселениях Подымахинской сельской администрации живет более 1 000 человек. Расстояние от Казарок до Усть-Кута 50 километров. Дважды в день, утром и вечером, в город ходит автобус. В другую сторону по берегу Лены дорога тянется еще 150 километров до с. Марково. Зимником же, как говорят, можно добраться и до Якутска.

5 комментариев:

  1. Спасибо. Интересно. А названия какие говорящие! Колоритно все!

    ОтветитьУдалить
  2. А меня амбар поразил - как всё разумно, продумано всё до мелочей. Во вкусом жили люди.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Германовна, как хорошо Вы сказали:"Со вкусом жили".

      Удалить
  4. Спасибо, Елена, за путешествие. Название интересные, к своим-то уже привыкли.

    ОтветитьУдалить