Три основных модели и три подхода в обучении
В научно-педагогической литературе появляются всё новые и новые ”модели обучения”. Их количество растёт в прямой пропорции по мере выхода новых монографий и защиты очередных диссертаций.
Это часто сбивает учителя с толку и не даёт возможности определиться, как работать эффективно и по-современному.
Несмотря на всё обилие можно чётко выделить три основных модели обучения.
ПАССИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Это так называемая субъект-объектная связь.
Субъект обучения – учитель. Объект обучения в данной модели – весь класс.
Учителя, выбравшего такую модель обучения, как правило, мы называем УРОКОДАТЕЛЕМ.
Для него весь класс – сплошная серая масса. В лучшем случае он может выделить тех учеников, которые доставляют ему неудобства своим неповиновением. Или наоборот, безропотно выполняющих все распоряжения.
У такого учителя может быть хорошая дисциплина.
Одного его взгляда достаточно, чтобы ученик боялся даже громко дышать на уроке.
У него может быть хорошая успеваемость. Но не потому, что учитель увлекательно и доступно преподаёт. А потому, что ученик боится ДВОЙКИ и всех её последствий.
Между таким учителем и учениками – стена недоверия.
АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
К счастью, учителей, придерживающихся модели пассивного обучения, в школе немного. Они, как правило, ищут места поспокойнее.
Большинство учителей придерживаются модели АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Это тоже субъект-объектная связь. Но объектом обучения является каждый ученик.
Конечно же, переживающему за учебный процесс учителю, не всё равно, кто перед ним сидит. Он ищет путь к каждому слабому ученику. Учитывает его особенности восприятия учебного материала. Он делает всё, чтобы и сильный ученик не скучал на уроке. Предлагает ему дополнительные задания, дополнительный материал.
Однако индивидуальный подход в обучении в условиях обычной школы – из области фантастики. Учитель физически не готов постоянно работать в таком режиме.
Да и продуктивность такого обучение в последнее время резко уменьшилась.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
В современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективным является третья модель ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Это субъект-субъектная связь обучающего и обучаемых. Ученик – тоже субъект обучения. Учитель стремится к повышению самостоятельной познавательной активности учащихся.
Он выступает больше не как источник информации, а как организатор, координатор учебной деятельности детей.
И тут главное найти наиболее эффективные модели интерактивного обучения: работа в микрогруппах, проектная деятельность и т.п.
ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ.
Каждой из моделей соответствует свой подход в обучении.
1. Для пассивного обучения – это знаниевый подход. Причём чаще всего – силовыми методами.
Я имею в виду не физическое (не дай бог!), а моральное воздействие.
2. Активному обучению соответствует задачный подход. Учитель шаг за шагом ставит перед учениками посильные дифференцированные учебные задачи. То есть выстраивает некий алгоритм обучения.
3. Интерактивному обучению соответствует деятельностный подход в обучении.
И главная забота учителя – создать максимально комфортные условия такой учебной деятельности.
Итоги
Разумеется, в педагогической практике учитель редко проповедует лишь один подход в обучении. Для организации интерактивного обучения, к примеру, необходим определённый базовый уровень знаний, который достигается наиболее простыми методами запоминания, а то и зазубривания.
Часто для систематизации знаний необходим чёткий алгоритм обучения. Тогда учитель использует задачный подход.
Однако по предпочтениям можно судить о квалификации учителя и, если хотите, его профессиональной пригодности.
Главное, не ставить учителя в жёсткие рамки. Он вправе выбрать себе свой ПУТЬ в зависимости от личных пристрастий и личностных качеств.
Своевременный пост К сожалению, учителя всё чаще загружают разной рутинной работой, разными отчётами, разработкой различных программ и тд и тл... На подготовку к самому уроку практически времени остаётся всё меньше и меньше.
ОтветитьУдалитьВ этом -то и вся беда, что учителю некогда, завалили бумажками.
ОтветитьУдалитьСпасибо за серьезный материал, позволяющий и задуматься, и объяснить некоторые процессы.
ОтветитьУдалить