Верхнемарково.
Утром мы проснулись в густом тумане. Сырой ватный полог накрыл Лену и ее берега. Лишь в 11 часов солнцу удалось пробиться к земле и туман нехотя, клочьями, стал подниматься кверху и таять в небесах.
После Голого Мыса Лена делает легкий поворот и «по леву руку» перед плывущим по реке открывается поселок Верхнемарково. Но прежде него на высокой террасе под купой высоких деревьев расположилось Верхнемарковское кладбище. Выглядит оно хорошо: обнесено оградой, обустроено скамьями и столиками, все могилы обихожены. Кладбище относительно молодое, в 1971 г., как мы потом выяснили, оно было совсем небольшим. Растет кладбище, удаляясь от поселка, т. е. новые захоронения устраиваются в верхней по течению Лены части.
Подплыв к поселку, останавливаемся у первых однотипных домиков, построенных в начале 1990-х гг. Заносим лодку и вещи в один из них, в котором живут Иван Степанович и Тамара Андреевна Пешины. Обоим по 70 лет. Он с Урала, она с Белгорода. Приехали сюда с началом строительства БАМа – сначала в Усть-Кут, а затем в Верхнемарково. Здесь им нравится, никуда уезжать не собираются. Тут же живут их дочь с внуком и неженатый 45-летний сын, который работает «на скважине».
До 1960-х гг. центральным селом в этой округе было Марково, находящееся на противоположном берегу Лены. С открытием нефти деревня Верхнемаркова стала быстро развиваться и расти, получив новый статус – поселка. До перестройки вместе с работавшими здесь с 1961 г. рабочими нефтеразведки, а также газокаротажной партии и леспромхоза в Верхнемарково жило до 5 тысяч человек. Сюда летали самолеты, от Усть-Кута ходили рейсовые автобусы. В поселке были построены двухэтажные жилые дома, трехэтажная школа.
Но с 1980-х гг. люди начали уезжать из Верхнемарково. Сейчас в нем и ближайших деревнях осталось около 2,5 тысяч человек. В школе учится 300 детей в одну смену (раньше учились в две). Государственный леспромхоз в поселке закрылся, лес вывозят теперь частники. Нет в поселке и государственных магазинов, все – частные, причем количество их заметно выросло и достигло 15.
Вокруг Верхнемарково идет добыча нефти и газа. Работа ведется вахтовым методом. Рабочих завозят на месяц зимой на машинах, летом на вертолете. Вывозится нефть машинами-«сигарами», а с мая месяца этого года она пошла в Усть-Кут по трубопроводу.
Электростанция в Верхнемарково работает на газе, на нем же работает кочегарка, отапливающая благоустроенные квартиры, на газе-конденсате ездят местные автомобилисты.
Современный поселок Верхнемарково, объединившийся с деревней Матвеевой ниже по течению, протянулся на добрых четыре километра по берегу Лены до крутого красноцветного яра на повороте реки. Верхняя часть Верхнемарково отделяется от основной части поселка впадающим в Лену Соляным ручьем. До революции в ручье варили соль, а грязь в нем считали целебной. Рядом с Соляным ручьем стояла часовня, приписанная к Марковской церкви. Через Лену напротив Соляного ручья до революции же работал кирпичный заводик.
Самая старая часть поселка, как и следовало ожидать, – приречный ряд домов, называющийся ныне улицей 40-летия Победы. Неторопливо идем по ней, разглядывая дома и усадьбы. От былой планировки усадеб в Верхнемарково сохранилась только взаимосвязь домов с амбарами по красной линии улицы.
Рубленные в лапу дома часто имеют четырехскатные стропильные крыши с подшитыми досками карнизами. На лицевых, выходящих на реку фасадах, – четыре или пять окон. Немало в поселке больших крепких изб под двускатными крышами, тоже с подшитыми карнизами, но с тремя окнами на узких лицевых фасадах. И те и другие, скорее всего, относятся к последней трети XIX в. Один из домов, последний перед Соляным ручьем, принадлежал когда-то Михаилу Прокопьевичу Чупрову, 1912 г. рождения. Сложенный в лапу, под четырехскатной крышей, он был построен до рождения М.П. Чупрова. Рядом с домом, слева, поставлен великолепный высокий амбар с подшитым карнизом по торцевому фасаду и с окошком во втором этаже, закрытым одностворчатым ставнем.
Встречаются в Верхнемарково и отдельные части домов-связей. Одна из таких находится возле современного здания школы и располагается перпендикулярно реке. Здесь сохранилась дальняя от дороги и реки половина с тремя окнами на торцевом фасаде и тремя на дворовом. Рублен дом в лапу, имеет двухскатную стропильную крышу с подшитым карнизом, но доски кровли придавливает охлупень, как у самцовых крыш. Во всем поселке это, пожалуй, наиболее старое строение.
Проходили по Верхнемарково весь день и только в девятом часу вечера вернулись к Пешиным. Пока подзаряжалась батарея цифрового фотоаппарата, нас покормили яичницей, малосолой щучкой, салатом из помидоров, вдоволь напоили чаем. Уже в темноте под начавшимся дождем мы переплыли Лену и поставили палатку недалеко от деревни Марково.
Какой рассказ интересный!! Здорово, Лена! Надеюсь, будет продолжение!
ОтветитьУдалитьГрустно - грустно... Везде такое запустение... А дома строились на века - на фото хорошо видно какие они добротные...
ОтветитьУдалитьПродолжение будет, обещаю.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЖдём с нетерпением!
ОтветитьУдалитьНикому не нужны деревни, поселки с их жителями. У нас такая же история. Легче забыть про стариков, чем заботиться о них. За державу обидно.
ОтветитьУдалитьДа, везде одинаково... Спасибо за интересный рассказ.
ОтветитьУдалить